Некоторые особенности выбора надувной лодки под мотор.

Итак, главный выбор сделан — Вы решили приобрести надувную лодку под мотор. Но вопросов меньше не стало. Попробуем в них разобраться.

Размер лодки.

«Лодки много не бывает» — весьма правильное, отчасти, утверждение. Большая лодка более удобна во многих случаях, она более мореходна, а, следовательно, безопасна. Но не спешите сразу бежать за большой лодкой. Следует еще ответить на ряд вопросов.

  1. На каких водоемах используется лодка. Если вы планируете использовать лодку на больших водоемах вам потребуется относительно большая мореходная лодка. Если ваши интересы ограничены небольшими озерами и речками, тогда стоит обратить внимание на меньшие габариты.
  2. Экипаж. Естественно, размер выбираемой лодки должен зависеть от количества пассажиров. Дело в том, что грузоподъемность надувной лодки значительно превышают объем перевозимого груза, который можно запихать в кокпит и, если в паспорте на лодку стоит грузоподъемность 300кг, еще не факт, что вы этот груз сумеете разместить в кокпите.
  3. Средство доставки лодки до водоема. При выборе лодки это немаловажный фактор. Лодка, даже в собранном виде, вещь не маленькая и может просто не поместиться в багажник вашего авто. Несколько здесь может выручить прицеп или трейлер, но он по стоимости может приближаться к стоимости лодки и его надо еще где-то хранить. Внимательно изучите инструкцию, а точнее ее раздел упаковка.
  4. Для каких конкретных целей будет использоваться лодка.

Если вам нужна лодка для семейных неспешных прогулок или пляжная лодка, стоит особо обратить внимание на вес лодки, возможность комфортного, а главное безопасного размещения в ней пассажиров. Особая мореходность и жесткость корпуса такой лодке не нужна, правда, если вы не экстремал.

Еще один вариант. Лодка будет использована для пляжных развлечений, но более экстремальных. Вы хотите иметь возможность покатать детишек на ватрушке или супругу на водных лыжах. Следовательно, вам нужна легкая, достаточно скоростная лодка, способная выдержать установку достаточно мощного, не менее 20л.с., подвесного мотора.

Самый распространенный вариант – лодка для рыбалки. Но и рыбалка бывает разная. Если предполагается, что ловить вы будете на небольших водоемах в одиночку, причем способ ловли практически не имеет значения, вам вполне будет достаточно лодки размером 250-300см, такая лодка достаточно удобна и компактна.

Если планируется использование лодки на больших водоемах, но так же в одиночку, размер лодки рекомендую увеличить до 330-340см, связано это с безопасностью.

Если лодка будет использоваться для рыбалки вдвоем, то в первую очередь следует обратить внимание на способ ловли. Если вы планируете использовать лодку для троллинга, то вам вполне может хватить и 330-340см, если же, например, спиннингом в заброс, то начинать надо с размера 360-370см. Для больших водоемов – 360-370см, разумный минимум.

Тип настила

Существует несколько вариантов настилов надувных лодок.

Реечный настил. Используется, как правило, на небольших бюджетных плоскодонных надувных лодках. Самый простой тип настила. Представляет собой несколько фанерных или алюминиевых полос, заправленных в специальные карманы с внутренней стороны днища между баллонами. Фиксация – за счет давления в баллонах. Стоять на таком настиле не очень удобно, но определенную жесткость днищу такой настил придает. Существует два варианта изготовления – разборный и нет.

Жёсткий настил. Используется на килеватых, с надувным кильсоном надувных лодках. Материал – морская (используется и простая водостойкая или бакелитовая) фанера или алюминиевый профиль. Последний предпочтительней, т.к. обладает меньшим весом по сравнению с фанерой и большей износостойкостью.

Фанерный настил более прочный, но при разрушении наружного покрытия может набирать влагу. Особенно критично разрушение фанеры с торца вследствие неаккуратного использования. Многие производители защищают торцы щитов специальным профилем.

Надувная палуба или Air Deck. Также используется на лодках с надувным кильсоном. Представляет собой плоскую палубу, изготовленную из двух слоев синтетического полотна, соединенных тысячами тонких капроновых нитей, и накачанная воздухом до давления в 800мБар, такая палуба приобретает жесткость, сравнимую с листом многослойной фанеры такого же веса. 5-7-ти сантиметровое надувное днище дает комфорт, защиту пассажиров и дополнительный запас плавучести. Надувную палубу можно сдуть и свернуть всего за несколько минут. Лодка с такой палубой получается легче, чем с фанерным настилом, проще собирается-разбирается, занимает меньше места при транспортировке. К недостаткам можно отнести недостаточную жесткость, при использовании Air Deck снижается допустимая мощность двигателя, требует специального насоса высокого давления, относительно легко пробивается крючком или шипом плавника рыбы, сложно ремонтируется. При эксплуатации лодки Air Deck рекомендуется дополнительно защищать, для этой цели вполне подходит лист линолеума или автомобильные коврики.

Баллон и размер кокпита

Диаметр баллона – один из основных показателей, влияющих на мореходные свойства лодки. Чем больше диаметр баллона, тем более мореходной будет лодка. Но увеличение диаметра баллона ведет к уменьшению размера кокпита при одном и том же размере лодки. Здесь производители вынуждены идти на определенный компромисс. Если лодка предназначена для использования на небольших водоемах, при незначительном волнении, диаметр баллона можно уменьшить, что позволит увеличить размер кокпита. Для лодок, предназначенных для эксплуатации на больших водоемах, это не возможно. Вообще любая маломерная лодка, а особенно надувная, это сосредоточение компромиссов.

На размер кокпита, при одном и том же диаметре баллона, влияет форма лодки, лодки с более тупой носовой частью имеют больший кокпит, при том же размере лодки. На размер кокпита влияет еще один фактор — на сколько баллон выступает за транец. Но здесь производители снова вынуждены идти на компромисс, если вылет баллона будет минимальным, лодка при выходе на режим глиссирования будет сильно задирать нос, что не безопасно. Если еще и груз распределен не правильно, то выход на режим глиссирования будет весьма проблематичным, даже при максимально разрешенной мощности двигателя. Решается эта проблема разными фирмами по-разному. Снижает размер кокпита и использование Air Deck. Если сиденья на лодке установлены слишком низко, дополнительные 5-7см высоты палубы могу создать неудобство при посадке и длительном сидении на банке.

Швы

При изготовлении лодок производители используют два способа соединения материала – сварка и склейка швов. При современных технологиях и применяемых материалах, и то и другое соединение весьма надежны, хотя сварной шов более технологичен и имеет лучший внешний вид, но менее прочен.

При покупке лодки необходимо обязательно обратить внимание на качество швов, на них не должно быть заломов, пузырей и непроклееных участков. Сам шов должен быть ровным, без изгибов и перетяжек. Особое внимание следует обратить на вклейку баллонов в днище. Все швы должны быть ровными, днище на накаченной лодке не должно иметь морщин и складок, и вклеено на одном уровне баллонов. Необходимо также обратить внимание на соединение днища с транцем, дно в этом месте не должно иметь уступа.

Сиденья (банки)

Как правило, на надувных лодках устанавливают фанерные или алюминиевые банки. В комплекте может быть одна или две. В самой банке нет ничего оригинального и все они практически одинаковы. Внимание стоит обратить на способ крепления банки к баллону. Существует три самых распространенных способа – крепление ликтрос-ликпаз, крепление с использованием ременной петли и крепление в специальные литые гнезда из ПВХ.

На лодках ВЕКТОР используется крепление ликтрос-ликпаз. Представляет собой специальный шнур (ликтрос), приклеенный к баллонам, и специальную накладку снизу банки с пазом (ликпаз), повторяющий ликтрос по форме. Такой способ крепления позволяет устанавливать банки в любое положение, что иногда бывает весьма полезным. Недостаток – банки иногда могут вылететь из крепления или самопроизвольно сместиться в самый неподходящий момент.

Транец

Один из самых важных элементов надувной лодки. От качества его изготовления и качества вклейки зависит ваша безопасность. Как правило, для изготовления транца используют различные сорта водостойкой фанеры, хотя в некоторых случаях, например, на гоночных катамаранах, металлический профиль. При покупке и выборе лодки следует особое внимание обратить на качество вклейки транца. Существует несколько способов заделки: с помощью специального профиля, с помощью ленты. Все эти способы достаточно надежны, если выполнены качественно. Для защиты транца от разрушения струбцинами двигателя, многие производители устанавливают специальную металлическую накладку.

Практически все транцы надувных лодок имеют высоту 385мм и рассчитаны на установку двигателей с коротким приводным валом.

Вклеивают транец с некоторым (5-7градусов) углом к вертикали. Это позволяет полностью использовать возможности регулировки наклона двигателя и устанавливать на такие лодки практически любой двигатель.

Фурнитура и аксессуары

При выборе лодки нелишним будет обратить внимание на наличие и ассортимент аксессуаров. Многие производители сейчас предлагают достаточно большой ассортимент, от дополнительных ручек для переноски и ремкомплектов, до надувных кресел и сидений. Все это может вам в последствии пригодиться.

Материал, используемый при производстве лодок.

Армированный ПВХ. Самый распространенный для производства надувных лодок. Он используется при изготовлении надувных лодок и баллонов для лодок. Представляет собой многослойный материал. Основа – синтетическое тканое полотно. Полотно покрывают с двух сторон слоями ПВХ. Сам по себе ПВХ (поливинилхлорид) без добавок представляет собой непластичное вещество, для придания пластичности в него добавляют полиуретан. На прочность, эластичность и истираемость влияет качество тканой основы и количество добавленного полиуретана. Существует несколько разновидностей ткани ПВХ – тентовые ткани, ткани, специально разработанные для изготовления лодок, и строительные ткани. Ко всем этим разновидностям ткани предъявляются собственные специальные требования, и они не взаимозаменяемы. Основной параметр, указываемый производителями лодок – плотность, а точнее вес квадратного метра ПВХ ткани его толщина.

Материал ПВХ – масло и бензостоек, хорошо сопротивляется ультрафиолетовому излучению, вполне ремонтопригоден при наличии специального клея, в походных условиях, достаточно сопротивляем к истиранию. Цвет материала получается введением в ПВХ специальных красителей.

Хайпалон и неопрен. Новые, весьма перспективные материалы. Обладают лучшими, по сравнению с ПВХ, свойствами. В основе так же синтетический тканый материал. Последний покрывают сначала для лучшей адгезии слоем неопрена, а затем слоем хипалона. Материал получается достаточно дорогим, хотя и качественным. Существует один маленький недостаток – этот материал нельзя сваривать, следовательно, он, по сравнению с ПВХ, менее технологичен при производстве и на собственную большую стоимость материала накладывается еще и удорожание производства. Лодки из этого материала весьма дороги, хотя и более долговечны по сравнению с лодками из ПВХ.

Полиуретан. Если ПВХ, до введения в него добавок, твердый материал, то полиуретан — материал пластичный. За счет достаточной пористости хорошо соединяется с тканевой основой, легко клеится. Лодки из этого материала получаются очень прочными, стойкими к истиранию, долго сохраняют товарный вид. Для экстремальных условий лучший материал.